Методическая копилка

Дай определение словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

Дай действия словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…

Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Где Петрушка?

Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка

Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван.

Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.

Четвертый лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

- тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу

- А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»

Овца сказала: «Я буду давать шерсть»

Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

Кто у кого?

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом (А)

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

Узнай по описанию

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

дети объясняют свой выбор

роль водящего выполняет ребенок

Угадай звук

поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c]:

слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…

хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].

Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.

Цапля важная носатая,

Целый день стоит, как статуя

Пес тоскует на цепи

А попробуй, отцепи;

В небе коршун кружится

Третий час подряд

Но ему, разбойнику

Не украсть цыплят.

Отгадай-ка

Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов

развивать умение внимательно слушать товарища

Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:

Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит. Каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?

Используй каждое мгновение

Дети, наверно, не раз рассматривали в книгах иллюстрации и рассказывали, что на них изображено. Сейчас на рассматривание незнакомой картинки дается не больше полминуты, причем, за это время картинка  два раза прикрывается, ненадолго тушится свет и т.д. И все же нужно подробно рассказать, что на ней изображено, запомнив, даже незначительные детали. Для этого необходимо полностью мобилизовать свое внимание и действительно суметь использовать каждое мгновение. Победителем считается тот, кто успел заметить больше других.

Что изменилось?

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

Описать предмет, которого не стало

рассказать о месте, где он стоял

на какой звук начиналось название этого предмет

в названии, каких еще предметов есть этот звук?

Измени предложение

Цель: учить  согласовывать существительные, прилагательные и глаголы

Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе

Лена поливает цветы, Лена и Коля …

Что у вас?

Материал: на каждом столе 1 картинка

Ход игры: воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?»

Дети отвечают:

- У нас флаг

- У нас флаги

- У нас дом

- У нас дома

Один и много

Материал: картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов

Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:

- У меня окно

- У меня окна

Затем составляют пары картинок по принципу: один – много.

Ласковые слова

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок

Что из чего сделано?

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

Магазин

Практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом (А)

Ход игры: на игровом поле расположены 3-4 куклы, 3-4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:

- У меня мяч, а в магазине мячи

Я начну, а ты закончи

Цель: активизировать в речи предлога (У)

Ход игры:

Красивое платье у кого?

У Зины

Синий флажок у кого?

У Саши

Кто как кричит

Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры:

Вспомните, как подает голос поросенок

Хрю – хрю

Что он делает?

Хрюкает

Как подает голос котенок?

Мяукает?

Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»

Угадай дерево по листу

Материал: карточки с листьями знакомых деревьев

Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:

- Этот лист березы

- Этот лист клена

Кто с кем?

Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши

Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на поляну?» (лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком)

Где мишка искала свой мяч?

Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.

Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают

Что делает мишка? (спит)

Где спит мишка? (на кровати)

Что сейчас делает мишка? (встал)

Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)

Где он сидит? (на кровати)

Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)

  

  1. Масленица — это долгожданный славянский праздник, который отмечался с большим размахом. Он тесно связан с народными и церковными традициями, благодаря чему Масленая неделя обрела развлекательную и духовную составляющие.

Загадки про зиму
https://learningapps.org/view36161


14.01.2019

Крещение: коротко о празднике


КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ ИЛИ БОГОЯВЛЕНИЕ – ЭТО НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКА, КОТОРЫЙ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ОТМЕЧАЕТ 19 ЯНВАРЯ. ДЕНЬ НАКАНУНЕ, 18 ЯНВАРЯ, НАЗЫВАЕТСЯ КРЕЩЕНСКИМ СОЧЕЛЬНИКОМ ИЛИ НАВЕЧЕРИЕМ БОГОЯВЛЕНИЯ. КРЕЩЕНИЕ — ДВУНАДЕСЯТЫЙ (Т.Е. ОДИН ИЗ ДВЕНАДЦАТИ ВАЖНЕЙШИХ ПОСЛЕ ПАСХИ) ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК.

ДО IV ВЕКА (А В ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦЕРКВЯХ И ДО СИХ ПОР) КРЕЩЕНИЕ ОТМЕЧАЛОСЬ В ОДИН ДЕНЬ С РОЖДЕСТВОМ, НО И СЕГОДНЯ ОБА ЭТИ ПРАЗДНИКА, СОЕДИНЕННЫЕ СВЯТКАМИ, КАК БЫ СОСТАВЛЯЮТ ЕДИНОЕ ТОРЖЕСТВО. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – ЭТО НАЧАЛО ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ХРИСТА, КРЕЩЕНИЕ – НАЧАЛО ЕГО КРЕСТНОГО ПУТИ.
В ПРАЗДНИК БОГОЯВЛЕНИЯ ВЕРУЮЩИЕ ВСПОМИНАЮТ, КАК ХРИСТОС ПРИШЕЛ ПРИНЯТЬ КРЕЩЕНИЕ ОТ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. БЛИЖАЙШИЙ К СПАСИТЕЛЮ ПРОРОК, ПРЕДСКАЗЫВАВШИЙ ЕГО ПРИХОД, ПРИЗЫВАЛ К ПОКАЯНИЮ И СОВЕРШАЛ ОКУНАНИЯ ВЕРУЮЩИХ В ВОДАХ РЕКИ ИОРДАН, ВО ВРЕМЯ КОТОРЫХ МОЛИЛСЯ БОГУ ОБ ОЧИЩЕНИИ ОТ ГРЕХОВ. ИИСУС БЫЛ БЕЗГРЕЕН, ОН СОПРИКОСНУЛСЯ С ЭТИМИ ВОДАМИ, СОБИРАВШИМИ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ГРЕХИ, И ТЕМ САМЫМ ОСВЯТИЛ ИХ. В ПАМЯТЬ ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ В ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ И ПО СЕЙ ДЕНЬ СОВЕРШАЕТСЯ ВЕЛИКОЕ ВОДОСВЯТИЕ.
ВО ВРЕМЯ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ С НЕБЕС В ВИДЕ ГОЛУБЯ СОШЕЛ СВЯТОЙ ДУХ И РАЗДАЛСЯ ГЛАС, СООБЩИВШИЙ ЧТО ХРИСТОС – СЫН БОЖИЙ. ТРОИЦА – БОГ ОТЕЦ, БОГ СЫН И СВЯТОЙ ДУХ – ЯВИЛАСЬ В СВОЕЙ ПОЛНОТЕ. ПОСЛЕ ЭТОГО СПАСИТЕЛЬ ОТПРАВИЛСЯ В ПУСТЫНЮ ДЛЯ ПОСТА И МОЛИТВЫ. ТАМ ОН ПРОВЕЛ 40 ДНЕЙ И ТРИЖДЫ БЫЛ ИСКУШАЕМ ДЬЯВОЛОМ, НО ВЫСТОЯЛ, И ЗАТЕМ – НАЧАЛ СВОЮ ПРОПОВЕДЬ.
С ПРАЗДНИКОМ БОГОЯВЛЕНИЯ СВЯЗАНО НЕМАЛО СУЕВЕРИЙ. НАПРИМЕР, НЕКОТОРЫЕ СЧИТАЮТ, ЧТО В КРЕЩЕНСКУЮ НОЧЬ ЛЮБАЯ ВОДА СТАНОВИТСЯ СВЯТОЙ ИЛИ ЧТО, ОКУНУВШИСЬ В ПРОРУБЬ, МОЖНО «СМЫТЬ» С СЕБЯ ВСЕ ГРЕХИ. НА САМОМ ДЕЛЕ, КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА ОСВЯЩАЕТСЯ В ХРАМЕ ПО ОСОБОМУ ЧИНУ В СОЧЕЛЬНИК И В САМ ПРАЗДНИК, А ЗАТЕМ РАЗДАЕТСЯ ВЕРУЮЩИМ. ОЧИСТИТЬСЯ ОТ ГРЕХА МОЖНО ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ ПОКАЯНИЯ И ТАИНСТВА ИСПОВЕДИ, А КРЕЩЕНСКИЕ КУПАНИЯ – ЭТО ЛИШЬ ПРАЗДНИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ.


14.01.2019

БЕСЕДА С ДЕТЬМИ«КОЛЯДКИ НА СВЯТКИ»
ПРАЗДНИК НОВЫЙ ГОД, КОТОРОГО МЫ ТАК ДОЛГО ЖДАЛИ, ЗАКОНЧИЛСЯ, НО НАСТАЛА ЧЕРЕДА ДРУГИХ ПРАЗДНИКОВ – НАРОДНЫХ.
КАК ГОВОРИЛИ НА РУСИ В СТАРИНУ, «ЗИМА ЗА МОРОЗЫ, А МЫ ЗА ПРАЗДНИКИ!».
НАСТУПИЛ САМЫЙ ВЕСЕЛЫЙ И СВЕТЛЫЙ ЗИМНИЙ, НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК – СВЯТКИ(«СВЯТКИ», Т. К. НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ ПОПАДАЮТ НА СВЯТЫЕ ДНИ – СВЯЩЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ — РОЖДЕСТВО И КРЕЩЕНИЕ).
ДЛИТСЯ ОН ДВЕ НЕДЕЛИ. СВЯТКИ ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ПРАЗДНИЧНЫХ ЭТАПА. 
ПЕРВЫЙ  – ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА – СВЯТЫЕ ВЕЧЕРА.
ВТОРОЙ – ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР, СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД. 
ТРЕТИЙ – КРЕЩЕНИЕ, СТРАШНЫЕ ВЕЧЕРА. 


ИЗДАВНА НА РУСИ В СВЯТКИ ПРОХОДИЛИ САМЫЕ ШУМНЫЕ ГУЛЯНЬЯ С КОЛЯДКАМИ, ТАИНСТВЕННЫМИ ГАДАНИЯМИ, ЛЮБИМЫМИ ПЕСНЯМИ И ПРАЗДНИЧНЫМИ УГОЩЕНЬЯМИ.
ПРАЗДНИК ЭТОТ САМЫЙ ДЛИННЫЙ
ОН ВЕСЕЛЫЙ И СТАРИННЫЙ
НАШИ ПРАБАБУШКИ И ПРАДЕДУШКИ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ ДВЕ НЕДЕЛИ,
ОТ РОЖДЕСТВА И ДО КРЕЩЕНЬЯ
ПРИГОТОВИВ УГОЩЕНЬЕ.
ПЕЛИ РАЗНЫЕ КОЛЯДКИ
ПО ДВОРАМ ХОДИЛИ В СВЯТКИ
НАРЯЖАЛИСЬ И ШУТИЛИ,
ПРАЗДНИК ЖДАЛИ И ЛЮБИЛИ.
РОЖДЕСТВО У НАС ПРОШЛО, А ПРАЗДНИК ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

А что же такое Рождество?



ЭТО РЕЛИГИОЗНЫЙ ПРАЗДНИК. САМО СЛОВО, РОЖДЕСТВО, ГОВОРИТ О ТОМ ЧТО КТО- ТО РОДИЛСЯ. ПО БИБЛЕЙСКОЙ ЛЕГЕНДЕ, 7 ЯНВАРЯ, У ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ, В ГОРОДЕ ВИФЛЕЕМЕ РОДИЛСЯ, ИИСУС ХРИСТОС – СЫН БОЖИЙ. ВЕСТЬ О РОЖДЕНИИ ИИСУСА РАЗНЕСЛИ НЕБЕСНЫЕ АНГЕЛЫ. НА НЕБЕ ПОЯВИЛАСЬ ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА. РОЖДЕСТВО – ЭТО ОЖИДАНИЕ СЧАСТЬЯ, МИРА, ДОМАШНЕГО ТЕПЛА И СЕМЕЙНОГО СОГЛАСИЯ.

НАШИ ПРАДЕДЫ ОЧЕНЬ ЖДАЛИ И ЛЮБИЛИ ЭТОТ ПРАЗДНИК. В СТАНИЦАХ, В ХРАМАХ И ЦЕРКВЯХ, ПРОХОДЯТ ПРАЗДНИЧНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ. В ЭТОТ ПРАЗДНИК СЛАВИЛИ, ХВАЛИЛИ, ПРОСЛАВЛЯЛИ ХРИСТА, НОВЫЙ ГОД И БУДУЩИЙ УРОЖАЙ.

ПАРНИ И ДЕВЧАТА РЯДИЛИСЬ И ГРУППАМИ ХОДИЛИ ПО ДОМАМ ПОЗДРАВЛЯЛИ С ПРАЗДНИКОМ. РЯЖЕНЫЕ, ТАК ИХ НАЗЫВАЛИ, СТРЕМИЛИСЬ НАРЯДИТЬСЯ ТАК, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ УЗНАННЫМИ: ЛИЦА МАЗАЛИ САЖЕЙ, НАДЕВАЛИ МАСКИ. ЧАЩЕ ВСЕГО ПЕРЕОДЕВАЛИСЬ В ЖИВОТНЫХ – МЕДВЕДЯ, КОЗУ, БЫКА, КОНЯ И Т. Д.
ОНИ БЕЗ ПРИГЛАШЕНИЯ С ШУМОМ, ГАМОМ ВРЫВАЛИСЬ В ДОМА, ВНОСЯ В НИХ ОЖИВЛЕНИЕ И ВЕСЕЛЬЕ. РАЗЫГРЫВАЛИСЬ РАЗЛИЧНЫЕ СЦЕНКИ, ПОТЕШАВШИЕ ЗРИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ НЕРЕДКО САМИ СТАНОВИЛИСЬ УЧАСТНИКАМИ ДЕЙСТВА.
ЖЕЛАЛИ НАИЛУЧШЕГО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПЕСЕНКАМИ – КОЛЯДКАМИ.

КОЛЯДКИ (ОТ ЛАТИН. "КАЛЕНДЫ" - НАЗВАНИЕ ПЕРВОГО ДНЯ МЕСЯЦА У РИМЛЯН) - ЭТО СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕСНИ С ПОЖЕЛАНИЯМИ БОГАТОГО УРОЖАЯ, ЗДОРОВЬЯ, СОГЛАСИЯ В СЕМЬЕ. ВО ВРЕМЯ СВЯТОК НИКТО НЕ РАБОТАЛ. С ЭТИМ ВРЕМЕНЕМ СВЯЗАНО МНОГО ВЕСЕЛЬЯ, ОБЫЧАЕВ. НАШИ ПРЕДКИ ВЕРИЛИ, ЧТО В ЭТО ВРЕМЯ СИЛЫ ДОБРА И СВЕТА ПОБЕЖДАЮТ СИЛЫ ЗЛА И ТЬМЫ. ЭТОТ ПРАЗДНИК СЧИТАЛСЯ КОЛДОВСКИМ, ВОЛШЕБНЫМ ВРЕМЕНЕМ. ОБЫЧАЙ «КЛИКАТЬ КОЛЯДУ» БЫЛ ИЗВЕСТЕН ПО ВСЕЙ РУСИ: ПОД ОКНОМ КАЖДОГО ДОМА ПЕЛИСЬ КОЛЯДКИ С ПОЖЕЛАНИЯМИ ВСЕГО ХОРОШЕГО, А ХОЗЯЕВА ОДАРИВАЛИ КОЛЯДУЮЩИХ ПРЯНИКАМИ, ПИРОГАМИ, СЛАДОСТЯМИ, МЕЛКИМИ ДЕНЕЖКАМИ.
КОЛЯД-КОЛЯДИН,
Я ИДУ К ВАМ НЕ ОДИН!
ТЕТУШКА ДОБРЕНЬКА,
ДАЙ КУСОЧЕК СДОБНИНЬКА,
НЕ РЕЖЬ, НЕ ЛОМАЙ,
ЛУЧШЕ ВЕСЬ ПОДАВАЙ.
КОЛЯДА, КОЛЯДА,
ТЫ ПОДАЙ ПИРОГА,
В СУНДУЧОК МОНЕТКУ,
А В МЕШОК КОНФЕТКУ!
НА РОЖДЕСТВО В ДРЕВНЕЙ РУСИ ЗАХОДИЛИ В КАЖДЫЙ ДОМ И СТУЧАЛИСЬ. В ТЕ ВРЕМЕНА ХОЗЯЙКИ ТОЖЕ БЫЛИ РАЗНЫЕ. ЕСЛИ ДОБРАЯ ХОЗЯЙКА - ПОСЛЕДНИМ КУСКОМ ХЛЕБА ПОДЕЛИТСЯ, А ЕСЛИ ЗЛАЯ - НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИШЬ, ЛЮДИ ТОЖЕ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ.
ПО ЭТОМУ СЛУЧАЮ НАПЕВАЛИ ТАК:
«ОЙ, СПАСИБО ТЕБЕ ХОЗЯЮШКА НА ПЛОХОМ ПОДАЯНИИ,
ДАЙ ТЕБЕ БОГ ПОДОЛЬШЕ ПРОЖИТЬ,
ДА ПОБОЛЬШЕ НАЖИТЬ -
ВШЕЙ, МЫШЕЙ И ТАРАКАНОВ ИЗ УШЕЙ».
БЫВАЕТ ТАК, ЧТО К ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ХОЗЯЙКЕ ПРИХОДЯТ ТО ОДНИ, ТО ДРУГИЕ КОЛЯДУЮЩИЕ И ОНА ДОЛЖНА ВСЕХ ОДАРИТЬ. СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ЕСЛИ ХОЗЯЙКА НИЧЕГО НЕ ДАЛА, У НЕЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ НЕ БУДЕТ УРОЖАЯ, КОРОВА НЕ ОТЕЛИТСЯ, ЦЫПЛЯТА НЕ ВЫЛУПЯТСЯ, ПОЭТОМУ ХОЗЯЙКИ ОЧЕНЬ СТАРАЛИСЬ ЗАДОБРИТЬ ИХ ПОДАРКАМИ.

Это добрая примета, значит, в новом году вам удача будет. А еще есть обычай – коли ждет хозяин колядующих, он выставляет на окно зажженную свечу, вот и бежит молодежь на огонек – звонкие песенки петь да гостинцы просить.


НА СВЯТКИ СУЩЕСТВОВАЛИ НЕ ТОЛЬКО КОЛЯДКИ, НО И ГАДАНИЯ ТОЖЕ. РАНЬШЕ ГАДАЛИ ВО ВСЕ ДНИ СВЯТОК, НО ГЛАВНЫМ ВЕЧЕРОМ ДЛЯ ПРЕДСКАЗАНИЙ БЫЛ В КРЕЩЕНИЕ. ДЕВУШКИ ГАДАЛИ НА СУДЬБУ СВОЮ:
ПЕТУШОК, ПЕТУШОК,
ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК,
ТЫ ПО ПОЛУ ПОХОДИ
И СУДЬБУ МОЮ НАЙДИ.
С ПОМОЩЬЮ ГАДАНИЯ СТАРАЛИСЬ УЗНАТЬ, КОГДА СУЖДЕНО ВЫЙТИ ЗАМУЖ, ДАЛЕКО ЛИ, ЧТО ПРЕДСТОИТ – БОГАТСТВО ИЛИ БЕДНОСТЬ. ДАЖЕ БЫЛО ТАКОЕ ГАДАНИЕ: ВЫЙТИ НА УЛИЦУ СНЯТЬ ВАЛЕНОК С НОГИ, ДА БРОСИТЬ ЗА КАЛИТКУ: НА КАКОЙ ДОМ ВАЛЕНОК НОСОМ УКАЖЕТ, ТАМ СУЖЕНЫЙ-РЯЖЕНЫЙ И ЖИВЕТ.
В СВЯТКИ ПАРНИ ВЫСМАТРИВАЛИ СЕБЕ НЕВЕСТ, ПОТОМУ ЧТО ПОСЛЕ ПРАЗДНИКОВ НАЧИНАЛАСЬ ПОРА СВАДЕБ. ДЕВЧАТ ВЫГЛЯДЫВАЛИ НА ПОСИДЕЛКАХ, ИГРИЩАХ, А ЧТОБЫ ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ, УСТРАИВАЛИ ХОРОВОДЫ.
ЗАКАНЧИВАЛИСЬ СВЯТКИ 19 ЯНВАРЯ - НА КРЕЩЕНИЕ, СЧИТАЕТСЯ, ЧТО В ЭТОТ ДЕНЬ БЫВАЮТ САМЫЕ ЛЮТЫЕ МОРОЗЫ. НА КРЕЩЕНИЕ ЛЮДИ СОБИРАЛИ СНЕГ ДЛЯ УМЫВАНИЯ И ДЛЯ БАНИ. ЛЮДИ ВЕРИЛИ, ЧТО ОН ЦЕЛЕБНЫЙ, МОЖЕТ ПРИБАВИТЬ КРАСОТЫ И ЗДОРОВЬЯ. А НОЧЬЮ ИДУТ ЗА ВОДОЙ НА РЕКУ, САМЫЕ СМЕЛЫЕ ОКУНАЮТСЯ В ПРОРУБЬ – ОЧИСТИТЬСЯ ОТ ГРЕХОВ, ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ.
МНОГИЕ  В ЭТОТ ДЕНЬ ЕДУТ В ЦЕРКОВЬ ЗА ОСВЯЩЕННОЙ ВОДОЙ. СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ЭТА ВОДА ОБЛАДАЕТ ИСЦЕЛЯЮЩЕЙ И ЧУДОДЕЙСТВЕННОЙ СИЛОЙ. ЛЮДИ ВЕРЯТ, ЧТО В КРЕЩЕНСКУЮ НОЧЬ НЕБЕСА ОТКРЫВАЮТСЯ И БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ СХОДИТ НА ЗЕМЛЮ И ЕСЛИ ЗАГАДАТЬ ЖЕЛАНИЕ, ТО ОНО НЕПРЕМЕННО СБУДЕТСЯ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий